Атаман Тарас Бульба: характеристика и образ героя
Тарас Бульба — главный герой одноимённой повести Н. В. Гоголя. Это старый запорожский казак, казачий полковник, «лыцарь», главное в жизни которого — Сечь, война, казачье дружество и честь. Масштаб его личности — былинный. Смысл его жизни — служение Отечеству, народу.
Когда Гоголь издал первый том «Мёртвых душ», его тут же объявили российским Гомером. С таким утверждением Николай Васильевич согласился: он уже верил, что ниспослан указать России верный путь к славе и процветанию и задумывал третий том поэмы, в котором раскрыл бы тайну возрождения Отечества… «Мёртвые души» должны были стать русской «Одиссеей», а вот «Тарас Бульба», переписанный к 1842 году (первая версия — 1835 год), — «Илиадой».
Главный герой российской «Илиады» поистине эпичен. Он встречает вернувшихся из бурсы сыновей не слезами и лобзанием, а испытанием, пусть шуточным, — бьётся с Остапом на кулаках: «И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки…» Только одну ночь он позволяет сыновьям побыть дома: работа мужчины — воевать.
Тарас не думает о жене, её желаниях: настоящий мужчина служит родине и товарищам. Он забирает сыновей и едет в Сечь — столицу казачества. Это время примерно 1637 – 1638 годов, когда Киев под властью Речи Посполитой, между казаками и поляками постоянные стычки и сражения, переросшие в восстание.
Тарас подбивает товарищей на боевые действия против поляков, и под Дубно, который казаки держат в осаде, герой лишается сына: Андрий переходит на сторону врага, чтобы быть рядом с любимой. В бою Тарас встречает сына и своими руками убивает его — предательству нет прощения и причины.
И в это же время Остапа — второго сына — поляки берут в плен. Чтобы вызволить его, Тарас преодолевает границу в телеге Янкеля под кирпичами — кирпичи никто не перекладывал, не проверял, ведь и подумать никто не мог, что под такой тяжестью может прятаться человек.
Но Тарас мог. Кажется, он может всё и ничего не боится. Он не знает сомнений, целен, словно сделан из глыбы мрамора. Когда Остапа пытают, переламывают руки и ноги и «ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы», Тарас только повторяет: «Добре, сынку, добре!» И лишь на предсмертный призыв Остапа отвечает отец: «Слышу!»
Эта почти библейская сцена (параллель: перед казнью Иисус взмаливается Отцу) делает образ Тараса совершенно эпическим, цельным, воплощённым торжеством Духа над плотью и страстью.
И после смерти сына Тарас остаётся героем, достойным Гомера. Он собирает войско и беспощадно убивает польских воинов, панов, не щадит ни женщин, ни детей: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» — приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении…»
Умирает Тарас в пламени, привязанный поляками к дереву. Но и в этот момент он думает не о себе, а о спасении товарищей — направляет криком отряд, чтобы бойцы смогли уйти от погони.
Характеристика героя
Тарас Бульба — герой. В высоком и первоначальном смысле слова. Каждое его действие — гульба, война, воспитание сынов, отношения с «другами-воинами» — наполнено физической и духовной мощью, монументальностью, широтой и бескомпромиссностью.
Он — народный герой, олицетворение независимого, гордого духа. В нём воплощено всё, что так привлекает людей: сила, благородство, ум, мужество, верность Родине и товариществу: «Нет уз святее товарищества!»
Нет для Тараса ничего дороже Отечества и веры. Потому без сомнения ведёт он сыновей в бой, без колебания убивает Андрия, предавшего святыню — родину и товарищей.
Такой образ не нов: его идеальный вариант — былинные богатыри. Зачем Гоголь обращается к нему? Хочет ли он сказать нам что-то новое, сверхбылинное?
Образ героя в произведении
( — Ну, давай на кулаки! — говорил Тарас Бульба, засучив рукава, — посмотрю, что за человек ты в кулаке! )
Когда автор обращается к прошлому, он (как свидетельствуют признания многих) ищет либо пример для подражания, либо антигероя — пример, каким быть не нужно.
Вспомним, что Гоголь пишет «Тараса Бульбу» в момент замыслов над продолжением «Мёртвых душ». Ему нужны люди-герои, способные изменить и преобразить Россию. Находит их писатель в далёком далеке, которое в дымке времени всё сплошь романтично и возвышенно.
Как пишет Гуковский, Гоголь «говорит ему (читателю)… в тебе – все начала Тараса и его сотоварищей; проснись…» Стань патриотом, беззаветно преданным родине, вере. Видимо, поэтому повесть «Тарас Бульба» оказалась столь популярной сейчас, на новой волне патриотизма и самосознания себя, как части своей страны.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.